Тема 41. Диагностика мотивационной сферы и направленности личности

Психодиагностические методы изучения мотивации МОТИВ – это то, что побуждает человека к деятельности, то ради чего деятельность совершается человеком.

МОТИВАЦИЯ занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения.

В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы, которые  по сути своей  сформ-ны  обществом и ближайшим кругом общения человека.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ,  можно рассматривать как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от имеющихся обстоятельств. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

В содержании направленности можно выделить два основных образования:

1) потребности и их модификации - мотивы, установки, идеалы, мечты;
2) отношения личности и их модиф-и – внутр-е позиции, убеждения, социальные оценки и ожидания.

А.Эдвардс – список личностных предпочтений является опросником- измеряет силу потребностей, заимствованных из перечня, предложенного Г. Мюрреем к ТАТу. Этот перечень был сокращен до 15 и включал след-е потребности: в достижении, уважении, порядке, проявлении се­бя, автономии, содействии, внутреннем анализе, помощи, лидерстве, унижении, заботе, изменении, терпении, индивиде другого пола, аг­рессивности. Для каждой из 15 шкал опросника были выделены инди­каторы потребностей, которые формул-ся в виде утверждений (всего 210 пар утверждений). Опросник построен на основе вынуж­денного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс по­требности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой по­требности относительно других потребностей из перечня. А. Эдварде использовал метод вынужд-го выбора для того, чтобы уменьшить влияние фактора социальной желательности. Показатели каж­дой из шкал оцениваются как в процентилях, так и в нормах по Т-оценкам. Эти нормы были установлены на выборке студентов (1500 чел.) и взрослых (около 10000 чел.). Показатели надежности удовл-ны, а в отношении валидности данные противоречивы, что объясняют спецификой опросника, оценив-о силу каждой потребности не в абсолютных единицах, а относительно силы других потребностей индивида. При таком оценивании нормативная выборка не может слу­жить точкой отсчета.

Опросник состоит из 225 пар сравнений, образующих 15 шкал. Перед испытуемым ставится следующая задача: подобрать пару к высказыванию. Выявление личностных предпочтений на основе сравнения двух высказываний, из которых нужно выбрать то, которое лучше всего характеризует обследуемого, с точки зрения автора предполагает отнесение количественных показателей к пласту потенциально осознаваемого в мотивационной сфере личности. Личностный опросник, предназначен для оценки мотивационных тенденций личности. Возраст испытуемых без ограничений. 15 шкал: 1. Мотивация достижения. 2. Принятие авторитетов. 3. Любовь к порядку. 4. Демонстративность. 5. Автономия (независимость). 6. Аффилиация (терпимость к другим). 7. Самовосприятие. 8. Принятие опеки. 9. Доминирование (самоутверждение). 10. Чувство вины. 11. Готовность опекать других. 12. Радикализм (толерантность к новому). 13. Стойкость в достижении целей. 14. Гетеросексуальность. 15. Агрессивность. Область применения – психодиагностика, клинико-псих-е иссл-я. Корнилова, ПарамейЕниколопов (адаптация на российской выборке) (1995 год). Компьютерного варианта нет. Пользователь – психолог

Основные мотивы и их изучение

1. Опросник для измерения мотивации достижения А.. Мехрабиана

2. О-к для измер-я аффилятивной тенденции и чувствит-ти к отвержению(автор тот же)

3. Опросники личностных ценностей /(СЖО)/

4. Личностные опросники установок/ Опросник самоотношения (ОСО) и Методика исследования самоотношения (МИС)/

Методики исследования мотивов (А. Мехрабиан, моификация М.Ш. Магомед-Эминов) Предназначен для двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и избегания неудачи. При этом оценивается, какой из двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исслед-х целей при диагностике мотивации достижения у лиц от 16 лет.Тест представляет собой опросник, имеющий 2 формы: Муж. (А) и Жен. (Б). Тест состоит из ряда утверждений касающихся отдельных сторон характера, а так же мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. И-я: Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу: +3 – полностью согласен; +2 – согласен; +1 – скорее согласен, чем не согласен; 0 – нейтрален; -1 – скорее не согласен, чем согласен; -2 – не согласен; -3 – полностью не согласен.

Тест юмористических фраз А.Г. Шмелева и В.С.Болдырева в 1982г. компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. Релевантной практической задачей ТЮФ является, по мнению авторов, прежде всего диагностика в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции. В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов - юмористических фраз. Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.

Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной интерпретации усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10 основных).

Основные темы:

1 агрессия - самозащита;                                           6 карьера;

2 взаимоотношение полов;                                       7 семейные неурядицы;

3 пагубные пристрастия (пьянство);                        8 социальные неурядицы;

4 деньги;                                                                      9 бездарность в искусстве;

5 мода;                                                                         10 человеческая глупость.

Испыт-м предлаг-ся разделить карточки на кучки так, что бы в одной кучке лежали карточки на одну тему.  Диагностику достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотив-й сфере. Тем самым выявляется порядковая структура мотив-х тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенные и т д.

Диагностика ценностных ориентаций Рокича Система ЦО определяет содержат-ю сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

 Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Бесплатный хостинг uCoz